Он останавливал мгновения

1 месяц ago ПравМиасс

Вениамин Леонтьевич Метенков родился 25 марта 1857 г. в Миассе, в семье старообрядцев. Фотографией увлекся рано, освоил ее азы быстро и самостоятельно. Родственников «сия бесовская штука» пугала. Старообрядцы были убеждены: «если поймает кого на стеклышко, да лик его на бумаге получится, тогда пропал человек, печатью антихриста будет отмечен, а душой завладеет дьявол».

Метенков преодолел сопротивление родни и переехал в Екатеринбург, где стремительно добился признания у просвещенных горожан. Отныне семейные альбомы многих екатеринбуржцев начинались с фотопортретов, сделанных Вениамином Метенковым. Многие из них теперь хранятся как знак времени в Государственном Эрмитаже.

Вениамин Метенков оставил потомкам уникальную галерею человеческих характеров. Но он с увлечением снимал также уральские заводы и поселки, улицы городов, их архитектурные достопримечательности. И выпускал свои снимки на почтовых открытках, которые большими тиражами расходились по всей Европе. Типографии Берлина и Стокгольма почитали за честь печатать альбомы с работами екатеринбургского мастера.

Работы Вениамина Метенкова были отмечены Серебряной медалью на весьма престижной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года и Золотой медалью Всемирной фотографической выставки в Париже в 1889 году.

Признанный авторитет, он никогда не делал секрета из своего умения. Более того, выпустил брошюру «Руководство для начинающих фотографировать». В 1895 году, когда Метенков уже был действительным членом Русского технического общества, самым знаменитым фотографом Екатеринбурга, на Вознесенском проспекте города открылся его собственный фотографический салон, при котором работал и магазин. Сохранилось рекламное объявление: «Использование новейших способов фотографирования портретов, групп, видов, копий с планов, чертежей и т. п. Производство хромофотографий. Зеркальная эмалировка карточек. Печатание на портретных карточках времени фотографирования. Сохранение негативов до двух лет и более. Большой выбор фотографических аксессуаров, мебели и художественных декораций». Это было сенсацией для екатеринбуржцев. Ведь рядовые мастера предлагали лишь «дешевую фотографию по 2 рубля за дюжину карточек». И только у Метенкова снимались даже крестьяне. Выбравшись в город поторговать, они заходили в фотосалон и прямо в лаптях становились на фоне то царского дворца, то шикарного фонтана или парковой аллеи. Единожды в жизни побыть царем, хотя фотография стоила недешево, уральский мужик позволить себе мог.

На некоторых снимках заметно, что клиенты слегка облокачиваются на колонны, служившие им опорой во время съемки. А что было делать? Фотография требовала в то время весьма длительной выдержки. Зато печатали быстро. И уже в начале века Метенков одним из первых в России предлагает своим заказчикам невиданную роскошь — моментальное фото. Пока тот же крестьянин прогуливался по базару, его заказ выполнялся.

А фотографический магазин развернул широкую торговлю оптом и в розницу по всему Уралу и Сибири. В продаже были разнообразные марки фотоаппаратов, оборудование для съемочных павильонов, пленки, химикаты. Всего около 5000 наименований.

Стоит сказать и об изобретательской жилке Вениамина Леонтьевича. Например, он изобрел фотографические пластинки «Прима» со специальным, разработанным им способом покрытия эмульсией высшего качества и чувствитель ности. Он же одним из первых в России начал производить съемку при искусственном (электрическом) освещении и первым опробовал пластинки «Автохром» Л. Ж. Люмьера, дающие изображение в натуральных цветах.

Парадный фасад дома Метенкова украшали фирменные знаки «Кодака», «Герца», «Цейса» и российской фабрики фотопласти нок «Победа». Вениамин Леонтьевич — их крупнейший торговый представитель. В окнах магазина — выставка новых работ фотографов. Кованые железные ворота венчает вензель «Ф. М.» (Фотограф Метенков). Не только фотографом был Вениамин Леонтьевич, но и одним из первых «киношников» на Урале. В 1904 году он взялся за продажу немецких аппаратов «Кино» для съемки, печати и показа. Через четыре года расширил ассортимент услуг: «кинематографы — полное оборудование электротеатров; командировка механика для установки театра и первых сеансов; прокатная контора картин». В 1910 году Метенков выпускает киноленты собственного производства: «Екатеринбург во время масленицы», «Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге», «Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права». Двенадцать чудом уцелевших отрывков из этих лент хранятся в архивах Госфильмофонда России.

Среди близких знакомых Метенкова — известный писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Снимки Вениамина Леонтьевича служили ему хорошим подспорьем в работе. В 1897 году из Петербурга Мамин-Сибиряк писал Метенкову: «Я издаю большую книгу «Урал», где в форме путешествий будет описан весь край. Необходимо достаточно фотографий. Жалею, что раньше, когда жил на Урале, не имел своего аппарата. Надеюсь на тебя…» Метенков очень ценил это внимание: большой портрет Мамина-Сибиряка был постоянным украшением его фотосалона…

Революция крепко ударила по судьбе выдающегося фотомастера. Закрылось знаменитое фотоателье. Имущество конфисковано. Бесценный фонд стеклянных негативов погиб. Последние годы В. Л. Метенков жил в бедности и умер весной 1933 года в полной безвестности. До сей поры современным краеведам не удалось отыскать его могилу на Михайловском кладбище Екатеринбурга…

Фотографический музей
А вот дом на Вознесенском отстояли, хотя городские власти в свое время хотели на его месте устроить автостоянку. Дом отреставрировали, украсили тем же вензелем, но под новой вывеской: «Фотографический музей. Дом Метенкова».

Основой уникального музея в Екатеринбурге стала частная коллекция фотохудожника Евгения Михайлови ча Бирюкова. Около десяти тысяч экспонатов: аппараты, фотографии, афиши, картины, сувениры, книги, журналы, открытки, визитки, значки, марки (все о фото) — были переданы «Дому Метенкова» безвозмездно.

Более двадцати лет Евгений Михайлович собирал эти бесценные архивы. Однажды он узнал, что в маленьком городке Сысерти, близ Екатеринбурга, стеклянные негативы используют для теплиц. Поехал туда, нашел женщину, у которой этих негативов была целая корзина, отобрал годные и напечатал с них уникальные фотографии: первый трактор на селе, первая колхозная пахота, юноши и девушки, занимающиеся спортом… Потом организовал нашумевшую выставку — «Рядовые истории, 20-е годы».

У внучки Метенкова сохранились личные письма знаменитого фотографа, его дневниковые заметки. И в конце концов экспозиция, повествующая о развитии фотодела на Урале, была открыта. Сейчас в музее несколько разделов: мемориал самого В. Л. Метенкова (1857-1933), приемная фотоателье начала века, виды Урала, в том числе панорама Екатеринбурга, снятая с Екатерининского собора в 1895 году, и парад старинных фотокамер (камера-обскура, стереоскоп, стереоспектры и личный «Меркур» мэтра).

Один из залов «Дома Метенкова» занимают постоянно действующие выставки современных фотохудож ников.

В музее хранятся уникальные снимки, сделанные на нетрадиционных носителях фотоизображения — на коже, ткани, металле. Евгений Михайлович Бирюков — сегодня старший научный сотрудник музея — мечтает о новых счастливых находках, подумывает о ретросалоне, где каждый сможет получить свое фотоизображение, стилизованное под начало уходящего века. И о ретрофотоателье, в котором посетителям представится возможность наблюдать длительный, кропотливый процесс создания и печати фотографий, как это было сто лет назад.

«Дом Метенкова» по-прежнему открыт для всех. Переступая его порог, вы попадаете в историю — невыдуманную историю человеческих судеб и лиц, безмолвно глядящих на вас из вечности.

А на первом этаже особняка располагается фотографический магазин, торгующий товарами от всемирно известной фирмы «Кодак», представителем которой был когда-то Вениамин Леонтьевич Метенков.

В статье использованы архивные фотодокументы из музея «Дом Метенкова»

Ю. ШАМАНАЕВА (г. Екатеринбург).
http://forum.vgd.ru/94/8225/?a=view_comments


Этим поделился Миасс | Фото из прошлого
https://vk.com/wall-97118488_572