«Один из вас предаст Меня…»

ХРИСТОС И ИУДА

Для совершения Искупительного подвига Христос не нуждался в предательстве Иуды. Но для чего же тогда Он призвал его на апостольское служение? Священное Писание не дает на это прямого ответа. Но по некоторым свидетельствам все же можно хотя бы попытаться выстроить некое предположение на этот счет.

Христос знает, что Иуда — потенциальный предатель, и все же берет его в Свои ученики. Христос знает, что Иуда — потенциальный вор, и все же поручает ему распоряжаться деньгами апостольской общины. Христос знает, что в Иуду войдет сатана, и все же дает ему власть над нечистыми духами, способность исцелять безнадежных больных, воскрешать мертвых. Зная, что Бог — благ, и желает всем только добра, из такого противоречивого поведения следует единственный вывод: Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков. Но самое главное — Он Сам был рядом с Иудой целых три года неотлучно.

Никто из когда-либо живших на земле людей не получал большего блага, чем Иуда Искариот, избранный Богом отнюдь не для предательства и гибели, но — для проповеди Евангелия и высочайшей славы. Когда в его сердце уже созревал ужасный замысел, Христос все равно не отвернулся от него, до последнего момента стараясь уберечь Иуду от предательства, давая ему возможность отказаться от своих намерений. И даже в сам момент предательства, когда Иуда ночью привел толпу вооруженных боевиков, чтобы выдать им Учителя, Христос делает еще одну попытку пробудить в предателе совесть: Он называет Иуду — другом.

Но, к сожалению, даже Бог не может помочь тому, кто не хочет помочь себе сам. Иоанн Златоуст пишет:

«Каждый день Господь напоминал ему и делами и словами, внушая, что предатель не скрыт от Него. Не явно обличал его перед всеми, чтобы он не сделался более бесстыдным, и не молчал, чтобы тот, думая, что скрыт, не приступил к предательству без страха, но часто говорил: „один из вас пре­даст Меня” (Ин 13:21), — впрочем, не делая его известным. Много говорил Он и о геенне, много и о царстве, и в том и другом показывал Свою силу, и в наказании грешников и в награждении добродетельных. Но все это Иуда отверг, а Бог не влек его силой. Так как Бог создал нас господами в выборе и худых и добрых дел, и желал, чтобы мы были добрыми по своей воле, Он не принуждает и не заставляет, если мы не хотим. Потому что быть добрым по принуждению не значить быть добрым. Поэтому, так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения».

Иногда говорят, что, увидев в Иуде потенциального предателя, Христос мог пройти мимо и оставить его жить по собственному разумению. Да, мог. Но если Он так не сделал, значит, были к тому очень серьезные основания, о которых мы просто не знаем. Бог каждого человека ведет по жизни путем, наиболее благоприятным для его спасения. Для Иуды этот путь оказался апостольским. Возможно, ростки греха, лжи и предательства настолько прочно укоренились в его душе, что никакие другие способы исцеления на него бы уже не подействовали. И тогда Христос взял Иуду к Себе в ученики. Так, в клинике одних больных ведут просто врачи, других, более тяжелых — доктора с ученой степенью, и лишь самых тяжелых и безнадежных берется лечить главный врач больницы, профессор с мировым именем. Просто потому что, кроме него, спасти таких больных не сможет уже никто.

Иуда не был игрушкой в руках Бога, он был Его другом, учеником и любимым чадом, за которое Бог боролся до самого последнего предела. Но, отвергнув помощь Христа, Иуда стал игрушкой в руках дьявола. И погиб.
_________________________________________________
© Александр Ткаченко

ПРОСТИЛ ЛИ ХРИСТОС ИУДУ?

Мы знаем из Священного Писания, что Иуда повесился после того, как в раскаянии бросил 30 сребреников — они ему были уже не нужны. Предание говорит также о том, что повеситься он пытался трижды. Сначала оборвалась веревка, потом сломался сук. И лишь на третий раз Иуда настоял на своем и убил себя.

Все это говорит о том, что Господь медлил, Он ждал покаяния предавшего Его, звал обратно к Себе. Евангелие пишет о том, что да, Иуда раскаялся, но он не пошел к Господу, а в унынии покончил с собой.

Христос, я полностью в этом уверен, простил Иуду. Но простил ли сам себя этот человек? Мы имеем свободную волю, и в ад будут попадать не все грешники, а лишь те, кто не желает каяться, не хочет быть с Богом, не видит в Нем своего Спасителя. Ад уготован именно злонамеренным грешникам, туда они помещаются для того, чтобы присутствие рядом Христа не мучило их. В этом, кстати, мы тоже видим любовь и милость Божию, Он не навязывает Себя никому.

Ненависть к Иуде среди православных — грустное явление. Если вы видите таких людей, скорее всего, это не христиане, а прото декоративно носящие имя христиан. Когда человек пышет к кому-либо злобой, то, наверно, он еще далек о того, чтобы называться учеником Христа. Ведь Спаситель говорит: «Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь». Любовь, сострадание, жалость к ближнему, даже согрешившему, — черты настоящего христианина.
_____________________________________________________
© Протоиерей Игорь Фомин
Источник: журнал «ФОМА»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *