Херувимская песнь

 

«Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. – Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа».

Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.

В древности приготовление хлеба и вина для Евхаристии происходило в специальной пристройке к храму – сосудохранилище.
Затем начинался великий вход. Хор пел стихи 23-го псалма:

– Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!
– Кто сей Царь Славы?
– Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
– Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!
– Кто сей Царь славы?
– Господь Cил, Он – Царь Славы. (Рус. )

Между стихов псалма вставляли небольшой тропарь, с VI века таким тропарем была Херувимская песнь. В это время священники, диаконы торжественной процессией, сопровождаемой клириками, несущими свечи, кадила, опахала, чтобы никакое насекомое не приблизилось к Дарам, входили в храм. Главные несли дискос с Агнцем и Чашу с вином.
Если в храме присутствовал император, он встречал диаконов в середине храма и шел перед ними до самого престола, неся в руках свечу, как низший из служителей – свещеносец.
Народ преклонял головы, многие падали ниц.

Автор VIII века, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, так возвышенно описывал то, что происходило в эти минуты: Диаконы и свещеносцы знаменуют вход святых и праведников, во главе херувимских воинств и сонмов Ангелов. На руках священнослужителей – Христос, «шествующий на таинственное Жертвоприношение». Со всеми ними – Святой Дух. «Его мы видим духовными очами в огне, кадиле, дыме и благовонии, ибо огонь указывает на Его Божественность, благовонный дым на то, что Он приходит незримо и наполняет нас благоуханием духовным через таинственную, живую и бескровную службу».
Процессия проходила через весь храм по специальному помосту – солее и царскими вратами входила в алтарь. Здесь их встречал епископ. Дискос и Чашу ставили на престол.

Сегодня это происходит немного иначе, но все так же торжественно и благолепно. Приготовленные хлеб и вино – уже в храме, в алтаре, на жертвеннике. Хор начинает петь Херувимскую песнь. Отверзаются царские врата. Диакон испрашивает благословения на кадило…

Херувимская песнь поётся вскоре после чтения Евангелия. Обычно она распевается очень сладкозвучно, тягуче. Эта молитва напоминает нам, как ангельские силы на небе служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии, Иезекииля. Она является как бы переходом от подготовительной части литургии к главной – к евхаристической, где совершается призывание Духа Святого на дары – хлеб и вино, – сердцу, ядру и вершине Литургии.

Это своего рода —  музыкальный апофеоз Литургии, песнопение, состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. Молитвословие состоит из двух частей. Первая часть – до Великого входа и вторая часть – после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая – торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» – это ответ хора (или народа) на моления священника.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *