Высота (а также долгота и широта) Свердловской области

2 недели ago Дмитрий Накатаев

Свердловская область очень протяженная с юга на север. Желая составить, хоть приблизительное, представление о масштабах этой территории стоит хотя бы раз проехать на север от областного Екатеринбурга. Сам областной центр комфортно разрастается в южной трети подчиненной территории, а на север простираются земли, в которых тайга, реки и горы. Некоторые места по праву заслуживают определения “медвежий угол”. В чьей-то голове возникла идея посетить такой “уголок” под названием Конжаковский Камень — это высшая точка Свердловской области недалеко (по нашим пространствам) от печально-известного Перевала Дятлова. Если уже интересно и руки потянулись чтобы включить поисковик и набрать название, то потерпите немного, прочтите, что написано здесь. Когда все-же загрузите материалы, еще можете наткнуться на описания о 21-километровом пешем маршруте до вершины от ближайшей (почти проселочной) дороги, о сложностях с погодой, о том, как “гора в этот день не пустила”. Будете читать “свежие” материалы, поймете, что сейчас ситуация с доступом к вершине изменилась.

Горный массив, состоящий из вершин Конжаковский Камень (1569), Трапеция (1253), Южный Иов (1311), Северный Иов (1263), Острая Косьва (1403) и других, назван по фамилии охотника-манси Конжакова, чьи охотничьи угодья здесь находились. Если взглянуть на эти “угодья” с одной из вышеприведенных вершин, чувство гордости за свою страну в очередной раз вас посетит, если охотник мог позволить себе такие по масштабам и величию угодья.

Выехав рано утром из города к массиву подъехали вечером, а горы то встретили нас не очень дружелюбно. Если внизу сквозь разрывы в облаках светило солнце, то со Скоростной Улитки (стоянка перед поворотом на серпантине где-то на 700 метрах над уровнем моря) вид открывался почти апокалиптический. Выше была только сплошная облачность в которой растворялась и нитка нашей дороги. Было холодно, дул сильный ветер со склона, временные обитатели стоянки сказали, что наверху сейчас +3 градуса, а мы уже догадывались, что там еще и очень сыро. Здесь на Улитке был родник, низкорослые тундровые лиственницы, карликовые кедрики, и 2-3 места, которые можно было бы посчитать горизонтальными и соответственно пригодными для установки палатки. Ночью склоны хорошо освещала луна, внизу, в тайге загадочно посверкивал поселок Кытлым, а ветер так и не ослабевал. Если бы не героическая поросль вокруг лагеря ночевка бы показалась совсем горной, а так, лиственничные ветви создавали ощущение определенного уюта.

За туманом и за…”(фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Утром было еще холоднее, но небо было ясным, что обещало хорошие перспективы на дальнейший путь. А Конжаковский массив демонстрировал себя во всем великолепии. Выше стоянки деревья уже не растут, даже карликовые, выше только камни, а внизу тайга. Косьвинский камень, возвышающийся над тайгой чуть особняком от основного массива, преисполнен уверенности в своем величии, в незыблемости здешнего устройства, этих гор, тайги и неба над головой. Дальнейший подъем на верх – отрезок жизни, когда главное не забыть дышать, и, конечно, “крепче за баранку держись шофер”. Выгрызенная в склонах нитка дороги теперь обрела плоть, материализовалась из вчерашних облаков, вела вверх, вверх открывая все новые пространства.

Конжаковская автострада, она же ДуНитка)” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Плато Иова. Здесь не только камень, здесь есть еще травы и вода, что в верхней части плато да, да на склоне, образуют болотца. На плато со всех сторон, кроме Иовского провала, вершины. Раньше бы я написал вершины-“тясячники”, но здесь все совсем не так, плато Иова имеет перепад от 1100 до 1200 метров, так что все эти вершины имеют высоту большую, чем наша Круглица (около 1100). В повышенной части плато небольшие вертикально-направленные останцы почти под каждым из которых укрывается озерцо.

Плато Иова” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

В средней части плато есть морошка, формой немного напоминающая гипертрофированную малину, а вкусом немного подбродивший компот из сухофруктов.

Уже “прихватили” заморозки, а сейчас пригрело…”(фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Оставили машину и дальше вверх. А когда разгулялся день и солнце пригрело, на привале, яркая красная бабочка (подвижная, не смотря на конец лета) все никак не хотела покидать кисть моей руки, потревоженная дуновением ветра или моим движением, упорно возвращалась, потом исчезла. Где-то через пять минут на кисть руки, на то же самое место, присела красная бабочка, я почему-то был уверен, что это была та, прежняя…

Видел много снимков, сделанных в Непале, окрестности подножия горы Кайлас, там местные жители, стремясь приукрасить малоцветные пейзажи, развешивают пестрые в своем многообразии тряпочки. Почему-то вспомнились именно эти фотографии, когда начали движение вверх по маркированной трассе Конжаковского марафона. Какой подвиг совершают участники этого марафона ежегодно в июле можно понять, если не только подняться (хотя бы ползком) на вершину Конжака, но еще, если хотя бы дойти до стартовой точки марафона у подножия горного массива. 21 километр до вершины бегом, потом столько же обратно, а ведь середина марафона – это 6 километров, подъема и, самое опасное, спуска по куруму! “Безумству храбрых поем мы песню!”.

Плато Иова –тропа…” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Посмотрели наверх — каменное нагромождение, а потом облака, сжали зубы. Пошли вверх, ничего, заберемся. Психологически помогая себе, смотря только на ступни и выискивая опоры среди камней и камешков, дошли до верха, сейчас будет вершина, ура, сделали! …Впереди открывается небольшое горизонтальное пространство, а за ним, опять, снова каменная осыпь до облаков, где же вершина?! Сразу скажу, что такое явление при подъеме повторяется 5-6 раз, будьте к этому готовы! И только тогда, когда увидите маленькое плато с крупными останцами на самом высоком из которых пирамидальный знак, разные флажки и метки, только тогда вы скажете себе ура, сделали, 1569!

1569!” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Наверху были замечательные виды на окрестности, туры, выложенные многочисленными восходителями, и молчание вечности, которое всегда есть в таких местах.

Спуск сложнее, чем подъем, помните об этом, если будете на Конжаке, соразмеряйте время пребывания на вершине с необходимостью спуститься на плато Иова засветло. Вообще, о безопасности… Спуск с горы связан с постоянным движением с камня на камень, очень небольшие отрезки пути можно преодолеть по грунту и траве. Особое внимание уделите обуви и погоде, в сырую погоду идти по куруму будет скользко, да и в сухую погоду, после прохождения грунтового пятна на обуви будет глина, даже если до этого не скользили по сухим камням, с глиняной подкладкой подошва первое время едет. От этого явления камни тропы выделяются по охряному оттенку от остальных камней горы, эти подкрашенные камни в совокупности с “кайласовскими” вешками дают представление о направлении движения по склону. Сейчас доступность массива очень выросла, проложена автодорога до плато, поток туристов сильно увеличился, но, все равно помните, что “это горы, …” (есть такая песня). Если говорить о холодном времени года, то это, видимо, уже серьезный экстрим, на некоторых участках снега (о чем поведал местный рабочий) до 8 метров! Даже в летнее время температура наверху ниже, как минимум, на 5 градусов, чем в метеопрогнозах Карпинска или Кытлыма.

Если соберетесь на Конжак, то надолго эту затею не откладывайте. Автодорога построена не случайно, и не для того, чтобы обеспечить доступность туристов к этому уникальному природному объекту. На плато Иова разворачивается разработка карьера, хотя, пока этот процесс идет не очень активно. Через несколько лет ландшафт плато, видимо, примет другой облик. Если есть желание увидеть в этом ландшафте больше природного, то поторопитесь. Разговорился с одним из рабочих этого добывающего предприятия, рассказал он мне, что зимой по месяцу не могут добраться наверх из-за обилия снега, а неделю расчищаемая дорога может за пару часов вернуться к первозданному, непроходимому состоянию. Также говорил, что зимой очень чутко слушают метеосводки, и, как только предвидится буран, спускаются ниже, в зону леса, чтобы в кедраче переждать непогоду (в этом кедраче действительно тихо и уютно, даже когда кругом шумит и свирепствует ветер). Каждое утро вахтовый автобус с упорством карабкается наверх, и, каждый вечер спускается вниз, останавливаясь на Скоростной Улитке, чтобы остудить тормоза. Напоследок рабочий спросил, не видел ли двух собак по дороге на плато, ответил, что нет, а он сказал, что собаки эти прожили (прослужили) здесь наверху уже два года и, вот, пропали…

В центре Иовский провал. Слева на плато будет карьер” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Еще об одном моменте. На вершине Конжака, в пирамидке одного из останцев установлен Православный Крест. На вершине слышал разговор туристов из другой группы, когда один другому сообщал свое негодование, мол “и здесь застолбили территорию”. Поскольку не раз слышал такую реакцию на установленные Кресты и в других местах, считаю необходимым поделиться своими мыслями. Я не думаю, что людьми, которые устанавливают Православные Кресты движет желание “застолбить”, вообще, что мотивом их действий являются какие-то притязания. Считаю, что желание этих людей состоит в том, чтобы распространить добро (милость Божью) на путь человеческий, который либо начинается, либо открывается с таких мест.

На Восток!…” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Если соберетесь на Конжаковский камень выделяйте под это мероприятие, как минимум 3 дня, из которых 2 дня дорога на авто туда-обратно, 1 день на подъем и скорый осмотр природных памятников горного массива. Если же вы хотите подробно ознакомиться с такими известными историческими городами как Невьянск и Верхотурье (а они по пути), выделяйте время еще и на их посещение. Невьянская башня также наклонена, но стоит “не шелОхнется”, а в Верхотурье, рядом с действующими храмами ведутся реставрационные работы, надеюсь постепенно здесь совсем не останется разрушенных и обугленных изнутри зданий (чем-то городок напомнил мне Тобольск). Вообще, в тех краях есть на что посмотреть.

Верхотурье” (фотография Участника похода, публикуется с Его согласия).

Дорога ваша будет в обход Екатеринбурга на Нижний Тагил, после областного центра будете довольно долго следовать по двухполосной дороге с односторонним движением, что очень удобно, но поначалу очень непривычно, все кажется, что вот за этой горкой кто-нибудь выскочит на встречку. Дороги в разных направлениях на этом участке следуют автономно, а разделительная полоса, думаю, что в некоторых местах до километра, видимо, их так и строили порознь.

Дороги хороши по всей протяженности кроме отрезка возле Карабаша (ну да вы знаете…). После того как пройдете левее Тагил, тракт двинется на Серов, и его обойдете, также слева, направляясь в Карпинск.

Карпинск нужно пройти по окраине для того, чтобы выйти на Кытлымскую дорогу. Дорога еще несколько лет назад представляла из себя очень трудный “грейдер”, сейчас отличная, новая асфальтовая дорога (пусть вас не пугают первая сотня метров при Карпинске). Ну а когда доберетесь до поворота на Конжак поймете, что дальше будет немного сложнее… На “пузотерах” граждане тоже заезжают наверх, основу дороги составляют крупные камни, но ехать вполне можно. При подъеме, да и при спуске, если располагаете временем, останавливайтесь, любуйтесь, фотографируйтесь, давайте немного отдыхать и железному коню. Вообще вся дорога от нас около 700 км (мы заезжали в Невьянск, так что точного километража дать не могу…).

Удачи и солнечной погоды, когда окажетесь наверху!

Д. Накатаев