В ПОИСКАХ…

(как я, атеист, спорил со своим верующим сыном)

Небольшое предисловие к диалогу. Мой сын – телеоператор. Уже давно работает в Москве. В основном он новостной оператор. Репортёр. Снимал и политическую хронику, и криминальную. От телеканала «РЕН» в первые горячие дни работал в Донбасе. И всё это, конечно, не прошло для него бесследно. Так мне кажется. Но всё-таки больше всего на него повлияла работа на православном телеканале «Союз». У него до сих пор там много друзей, которым иногда он помогает что-то снимать уже вполне бескорыстно: говорит, что ему просто нравится там атмосфера, люди и их отношение – к жизни и друг к другу.
Но вот недавно у нас в переписке ВКонтакте возник с ним такой разговор, который больше походит на спор. Спор немного странный. Я уж и не знаю кто там кого поучает, но, кажется, точно не я… Может будет интересно и вам. (Михаил Тютёв).

Открытый диалог

Ваня ТЮТЁВ
… На днях вечером присел почитать книжечку Бориса Гройса «Коммунистический постскриптум». Присел вечером, а встал утром, когда дочитал до конца) Правда, там всего сто с небольшим страниц. Но для меня такой текст довольно сложен. Хотя и очень увлекателен. Теперь я представляю, что такое диалектический материализм)

Картинки по запросу Коммунистический постскриптум
https://garagemca.org/ru/publishing/boris-groys-the-communist-postscript

Стал узнавать ещё и открыл для себя двух очень интересных советских философов — Лифшица и Ильенкова. А насчёт всех этих телебогатств, о которых ты писал, я бы сказал тоже, что и о богатстве житейском: труднее богатому в рай попасть…

Михаил ТЮТЁВ
Да отчего ж труднее-то богатому? Кто-то проверял? Или все бедные имеют исключительно золотые сердца и добропорядочные поступки за плечами? Шибко сомневаюсь на этот счёт… Вот и Маргарита, и доктор Фауст совершили разные поступки, а Бог за обоих заступился и выдал свой вердикт: «Спасены!».

Картинки по запросу маргарита
Кадр фильма «Мастер и Маргарита», реж. В. Бортко

Ваня ТЮТЁВ
А что тебя так удивляет: там в обоих жила, и болела за содеянное прежде, – Совесть! А она, по-моему, не только признак ответственности, но ещё и есть главный хранитель Истины. Это такое внутреннее Евангелие человека. Любого. Даже такого как ты – воспитанного в духе советского (если можно так сказать) атеизма. Прислушивайтесь к своей Совести так же внимательно, как вчитывайтесь в Евангелие – и всё будет у вас нормально. То есть: по-человечески…

Михаил ТЮТЁВ
Всё-таки критерий истины, по-моему, не Евангелие, как мне показалось считаешь ты, а опыт. И лучше, если опыт научный. Хотя, вот, насчёт того, что Совесть является хранителем Истины – эта мысль мне понравилась. Надо её и в самом деле обдумать глубже: в конце концов она и в научных – в материалистических! – поисках Истины не последнюю роль играет. Один пример разных подходов к науке – и разных судеб! – Николая Вавилова и Трофима Лысенко чего стоит. Думаю, что доктору Вавилову, как и гётевскому доктору Фаусту, Бог однажды сказал бы : «Спасён!» — его научная и человеческая совесть была чиста, а вот сказал бы он так Трофиму Лысенко – не знаю…

Файл:Scheffer, Faust with the cup of poison.jpg
Шеффер, Ари: Фауст с чашей яда

Ваня ТЮТЁВ
Хм-м… А вот у Николая Коперника – это была одна и та же Совесть: и учёного, и человека, священнослужителя. И ничего – как-то уживалась в одной голове учёного и священнослужителя. В одной душе. И, с одной стороны, позволила ему стать основоположником гелиоцентрической космологии, оказавшейся верной и признанной по сю пору, а, с другой, вполне честно исполнять духовные обязанности каноника ( он ведь, напомню тебе, пап, был ещё и доктором канонического права). И вот эта одна и та же его Совесть – учёного и верующего – позволила ему считать и утверждать что все его открытия, все планеты и их ход вкруг Солнца «упорядочены наилучшим образом и управляются Божественной рукой». Как тебе такое?

Михаил ТЮТЁВ
Хорошо, что много читаешь. Молодец. Не пренебрегай этим и впредь. Но вот Гёте, к примеру, считает, что правильный перевод известных слов Библии звучит так: «Вначале была Мысль». Или — Действие. И только потом — Слово. Хотя я думаю, что вначале был Синтез.

File:Pasaulio sutverimas IV.jpg
Painting Pasaulio sutvėrimas IV (Creation of the World IV)

Ваня ТЮТЁВ
Я думаю, что в Евангелие речь идёт об условном начале. И физического начала никакого не было вовсе. Быть может, речь о том, что стоит в начале всей этой системы. Что есть её верховный вектор. Как у Ильенкова было: нет сознания без материи, как нет и материи, не обладающей сознанием в том или ином месте. Такого момента, когда материя не имеет где-то в каком-то месте сознания нет и никогда не было. Сознание всегда где-то есть. Вообще в Евангелие используется слово «логос».

https://vk.com/id224978743

И вот когда Ваня взял на вооружение слова Эвальда Ильенкова, которого нам на журфаке Уральского университета в советские времена приходилось изучать исключительно как крупного исследователя марксистско-ленинской диалектики, и легко сделал его сторонником своих, а не моих (как, казалось бы, должно) аргументов, я хоть ещё не сдался, но взял паузу обдумать дальнейший ход нашего спора: атеиста отца (журналиста в Миассе) и верующего сына (телеоператора в Москве)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *