Архимандрит Кирилл (Павлов): «Война — это хуже ада…»

В преддверии всенародного праздника Великой Победы предлагаю обратиться к памяти об удивительном человеке — отце Кирилле (Павлове). Батюшка был участником страшных событий Великой Отечественной войны, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.

Биографию о. Кирилла следует делить на два этапа: до и после войны. Именно война явилась для него тем самым «водоразделом» — ключевым, поворотным моментом, который определил его судьбу, оказал решающее влияние на духовное становление пастыря русского Православия.   В своих проповедях отец Кирилл часто вспоминал войну, но говорил о событиях отстраненно, как бы от лица какого-то другого молодого человека, участника боевых действий. В беседах с близкими чадами иногда был более откровенен, и несколько эпизодов они записали с его слов.

Рассказывает Александр Викторович Недоступ – профессор-кардиолог, доктор медицинских наук, руководитель Общества православных врачей Москвы.

«Война сыграла большую роль в судьбе Батюшки. Он в армии служил с 1939 года. Отслужив положенный срок в армии, он готовился уже к демобилизации, а тут зачитали о нападении Германии. Его, как и многих, вместо дома отправили на Северо-Западный фронт. Там по дороге эшелон разбомбили. При прибытии на место в живых мало кто остался. Иван Павлов стал воевать. В январе 1942 года получил тяжелое ранение и после госпиталя попал под Сталинград. Сначала на левый берег, где были частые налеты немецкой авиации. Немцы впервые тогда применили «тактику выжженной земли». Когда армада бомбардировщиков страшными бомбежками, сплошным, адским «ковром» перепахивала землю на большом пространстве. После этого там не оставалось ничего, ни одного, даже маленького здания, дерева, ни одного живого существа. Позже это переняли, стали практиковать такой «метод», совершать такие же чудовищные бомбежки американцы, которые так же в один день, и ныне еще больше, уничтожают по несколько тысяч человек разом.

Одну историю поведал мне Батюшка про Сталинград (само название этого города неувядаемой славы изменили и до сих пор боятся его). Тогда солдат Иван Павлов испытал ужас смертный, как сам свидетельствовал. Стоял он в карауле на часах в Сталинграде. Была темная, сырая, безлунная ночь. Абсолютная темнота и… сильнейший трупный запах. Мурашки бегали у него по коже от трепета. Иван думал, что он попал в царство смерти. Он характеризовал так: «Меня охватил такой смертный ужас, которого я никогда не испытывал»!

«Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью… Господь провидел эти вражеские планы, и, чтобы не допустить их осуществление, Господь попустил войну… И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Сталинград в судьбе Батюшки сыграл очень большую роль. Они обороняли этот город-крепость. Там находился и Дом сержанта Павлова на «ничейной полосе».

У меня есть знакомая врач Ирина Николаевна. Она рассказывала, что сидела как-то за трапезой у Батюшки после очередного осмотра. И она у него спросила: «Батюшка, правда ли, что Вы сержант Павлов?». Он ей не сказал «нет». Он только наклонил голову и произнес: «Это уже не имеет никакого значения».

Еще у меня есть одно подтверждение, что сержант Павлов – это отец Кирилл.

Одна моя знакомая А.А. Буданова волжская уроженка. Вернулась в Сталинград после освобождения. Она сказала, что хорошо помнит дом Павлова. На его руинах после боев долго висела доска, на которой было написано черным карандашом: «В этом доме держали героическую оборону советские воины под командованием сержанта И. Д. Павлова». Доска эта долго висела под стеклом. Потом эту доску убрали, повесили другую, с другим текстом. А ведь Батюшка наш – это и есть Иван Дмитриевич Павлов. Она хорошо помнит, что имени Яков там не было. Отчетливо помнит ту фронтовую надпись.

Причина же опалы на героя – Ивана Павлова задолго до его решения уйти в монастырь была вот в чем.

Сержанта Ивана Павлова после завершения битвы в отвоеванном Доме и после многих других боев записали почетным кандидатом в члены партии. А он уже к тому времени нашел Евангелие и понял, что партия не для него. Пошел Иван Павлов в политотдел к политруку и сказал, что не будет вступать, «еще не готов». Так обычно говорили, кто не хотел пополнять ряды партии атеистов. Будь это простой, не обремененный такой славой боец, – прошло бы. Тут же особый случай! Известный в войсках, прославленный герой и такое… Бунт! На это начальник политотдела сильно рассердился. Стал вначале уговаривать, потом грозить. Но Иван Павлов был непреклонен. Сказал, что это его твердое решение. Тогда ему сказали, что он пойдет в десант. А десант – это тот же по существу штрафбат, те солдаты, которые сидели на броне танка, штурмуя первыми неприступные укрепления противника. Они всегда шли первыми в атаку и в основном погибали. Так Иван Павлов из уважаемых, особо отличившихся бойцов, из героев был, одним росчерком пера вычеркнут и отброшен в число осужденных без суда, проштрафившихся. При заступничестве Богородицы, спасавшей не раз сержанта Ивана Павлова, нашлись среди начальства добрые люди, которые отклонили потом гибельное решение. Отписали его из этой части. Послали героя-сержанта в более спокойную часть. Это я от него самого слышал. Так, милостью Божьей, он остался жив.

Окончил он войну в 1945 году, в Вене. Прошел путь с боями через весь Советский Союз, через Европу и окончил в Австрии.

Батюшке все же вручили Золотую звезду Героя Советского Союза, уже в перестроечные времена. Награду вручили в начале 90-х годов. Такая награда давалась немногим. Их всего несколько на миллионы участников войны. Это чем-то очень великим должно быть заслуженно. Конечно же, эта награда имеет отношение к Дому Павлова. Когда он отказался вступать в партию, тогда награждение отменили. Настоящие документы были все уничтожены. А вот указ о награждении остался. Его реанимировали. Об этом почему-то широко не пишут, а надо бы. Чтобы все знали, что он – Герой Советского Союза, сержант Павлов. Нет сомнений, что это за сражения в Доме Павлова. Именно там он ярко отличился, хотя бывал и в других сражениях войны. Открывались военные архивы, многое стало выявляться, и власти так, втихую, решили «замазать» этот вопрос. Отдать Герою кровью добытую им награду

Всегда Батюшка интересовался делами армии. В нем жила военная косточка.

Показывали старый фильм 70-х годов, где он заснят в Крыму на прогулке. В группе прогуливающихся были женщины, матушки… Батюшка шел во главе этой группы. Тогда он был моложе, подтянутый, стройный в сапогах и подряснике. Не просто шел впереди. Он распоряжался, кому, где построиться и как идти по горным дорожкам. С живыми, острыми глазами. С командными повадками. Видно, какая в нем военная закваска и жизнь. Потом и осанка стала другая, но его глаза – это такая глубина. В них читается такая мудрость невероятная.

Он очень уважает маршала Жукова. Утверждает, что он был – дар Божий. Без Жукова мы бы не выиграли войну. Однажды он встречался с Жуковым, и тот рад был встрече.

Батюшка говорил всегда, что мы должны возносить Господу большую благодарность за победу в войне. В первые годы войны попущено было наказание Божье народу, который отрекся от Господа в значительном своем составе. Через это мы должны были пройти. Через некоторое время огненных испытаний мы очнулись от партийного угара, и Бог стал нам помогать. Мы стали одерживать победы. Всесилие партии-гегемона пошатнулось, и мнение Сталина изменилось. Началось послабление к Церкви и верующим. После этого течение войны резко переломилось. Батюшка часто вспоминал мемуары Жукова, где он писал: «Мы не узнавали некоторых немецких генералов. Они, опытные военноначальники, стали делать крупные ошибки, одну за другой. А мы стали продвигаться шаг за шагом вперед».

День 9 Мая – это День великого поклонения Господу за победу в Великой Отечественной войне. День поминовения. Был я настолько потрясен Батюшкиным указанием о молитве в этот день, что пошел в этот день в храм. Храм был почти пустой. И все же служба совершалась! Сейчас это уже обычай. Не так давно было утверждено общецерковное богослужение в день Победы, со служением панихиды и поминовения павших воинов. Стали служить не только панихиды, но и благодарственные молебны. Это и есть народная память.

Когда Батюшка еще разговаривал, келейница рассказала: «Был такой момент. Батюшка лежал. Перед его глазами, видимо, проходили разные воспоминания. Он молился и вздыхал: «Война, война…», очень скорбно так проговаривал».

Источник: Духовник. Архимандрит Кирилл (Павлов) / Авт.-сост. священник Виктор Кузнецов – М., 2013 – С. 218-235.

От автора. А.В. Недоступ говорит здесь об архимандрите Кирилле в настоящем времени (интервью было записано в 2013 году). К великому сожалению, Батюшка отошел ко Господу 20 февраля 2017 года в Переделкино после продолжительной болезни. Вечная, светлая и добрая память Старцу…

 

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *