Свой 90-летний юбилей отмечает в ноябре этого года одно из старейших учебных заведений Миасса и всей Челябинской области — миасский педагогический колледж.
Истоки учебного заведения.
После окончания гражданской войны перед Коммунистической партией и советским народом встала задача развертывания социалистического строительства. Переход к мирному строительству совершался в условиях хозяйственной разрухи и голода, охватившего все районы Поволжья и Южного Урала в результате страшной засухи. Но, с первых же дней своего существования, Советское государство уделяет огромное внимание развитию народного просвещения. Особенно много усилий было приложено к делу развития сети общеобразовательных школ. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает проблема учительских кадров.
В 1921 году в Златоусте решено было открыть педагогический техникум, на который возлагалась задача подготовки учителей для школы 1 ступени. Затем техникуму было присвоено имя Октябрьской революции. Несмотря на то, что страна переживала большие экономические трудности, техникум имел все необходимое для учебной работы. Ему было отведено особое здание, в котором размещались классные комнаты, столовая для учащихся, общежитие. Государство выплачивало учащимся ежемесячную стипендию в размере от 3 рублей 60 копеек до 7 рублей 50 копеек. Кроме того, учащиеся обеспечивались одеждой, обувью, постельными принадлежностями.
Серьезные затруднения были с отоплением помещения. Заготовкой дров занимались сами учащиеся, они же готовили пищу в столовой и убирали общежитие.
В общежитии и в учебных комнатах из-за недостатка топлива нередко было очень холодно, и тогда приходилось заниматься в пальто. В комнатах общежития стояло 20 деревянных кроватей, а посередине стол. Жили материально плохо, впроголодь, но учились хорошо. Было одно стремление – окончить техникум и идти работать в школу. Очень трудным было это время. В стране не хватало рабочих рук, и студенты педагогического техникума каждый выходной работали на субботниках на заводе. Обувь была плохая, зачастую, приходя с субботника в общежитие, приходилось отдирать ноги от обуви.
Принимали в техникум после шести-семи групп школы 2 ступени, в возрасте 16-17 лет. Срок обучения 4 года. Практика начиналась с первого курса, проводилась она в селе, на производстве, в клубах, на детских площадках, в пионерских лагерях.
Возрастающее количество учащихся требовало более широкой материальной базы. Появилась нужда в дополнительных помещениях, пригодных для учебной работы и общежития. Златоуст в то время не мог обеспечить всем этим техникум, поэтому в 1928году Постановлением городского совета Златоуста, в котором говорилось: «Горсоветом внесено постановление о переводе педагогического техникума из Златоуста в Миасс. Перевести из города одно из двух средне-учебных заведений горсовет побудили следующие соображения: общежития при техникуме из-за недостатка в городе жилой площади не было. Учащимся приходилось жить в неимоверно скверных условиях, что конечно отзывалось на успеваемости их учебы. В Миассе же много свободных зданий и устроить в нем для учащихся техникума общежития не составляло никакого труда.
Здание же педагогического техникума будет занято несколькими Златоустовскими школами, что смягчит имеющуюся в городе сильную нужду в подходящих помещениях» (Копия из архива Краеведческого музея г. Златоуста).
Эта дата считается основанием Миасского педагогического техникума. Техникум разместился в большом здании, конфискованном у бывшего золотопромышленника Симонова.
К преподавательской работе у в техникуме были привлечены КормильцевА.А,, Майорова А.И., Григорьев А.А,, Афанасьев. Андреев С.И., Садовский С.С.. все они владели достаточным опытом и знаниями. Учебную часть возглавлял Гришин Д.К.
В 1932 году система обучения была перестроена. Отказались от Дальтон-плана, вновь урок стал основной формой обучения. Возвращение к урочной системе резко повысило качество подготовки студентов. В Миассе значительно улучшилась материальная база техникума. Для общежития отведены отдельные здания. Кабинеты физики, биологии, химии, педагогики получили разнообразное и хорошее оборудование. В 30-ых годах резко вырос контингент учащихся. Например, В 1934 году было выпущено 150 человек. При педучилище открывается заочное отделение. Подготовка учащихся ведется по различным специальностям. С 1930 по 1935 года педучилище выпустило 200 воспитателей детских садов. Было открыто отделение детское коммунистическое движения по подготовке пионерских работников.
С 1930года вводится трехгодичное обучение. С 1934 года начало организовываться вечернее отделение с четырехгодичным обучением, студенты занимались от 6 до 10 часов в неделю без отрыва от производства.
Наибольшего расцвета педучилище достигло в 1936-1940-хх годах. Учебные аудитории размещались в трех зданиях. Училище имело 7 общежитий, мастерские, буфет. Был создан большой пришкольный участок, т.е. огородное хозяйство и хозяйство мелкого животноводства. Руководил им агроном Морозов. В самом училище были оборудованные кабинеты, богатая библиотека. Училище имело свою базовую школу, укомплектованную лучшими учителями.
Особенно благоприятные условия для развития педучилище имело перед самой войной. В 1939 году руководил училищем Григорий Дементьевич Казанцев, очень деятельный, энергичны человек. Он положил много труда на то, чтобы создать педагогическому училищу хорошую материальную базу. Преобразования в училище прошли за короткий срок. При педучилище открылись краткосрочные курсы с охватом до 80 человек. В Миасское педагогическое училище приезжали учиться из разных районов и областей Южного Урала.
В день начала войны училище готовилось к выпускному вечеру. Учащиеся и преподаватели находились в радостном и приподнятом настроении. Шли последние приготовления, когда по радио объявили эту страшную новость. В тяжелом и подавленном настроении, но полные ненависти к фашистам, веры в победу, выпускники преподаватели проводили торжественную часть выпускного вечера. Война, как бешенный смерчь, разметала и разрушила все, что создавалось в педагогическом училище в течении многих лет ценой большого труда. Уже на выпускном вечере многие гости и преподаватели получили мобилизационные посылки. Вскоре ушли на фронт директор педучилища Казанцев Г.Д., Дорофеев Н.И., Кулаев А.Ф., Андреев С.И. и многие другие. На фронт уходят и выпускники училища, многие из них не вернутся домой, такие как Юровский М., Нургалиев И., Баранов М. Казымов Н. и многие другие.
В послевоенное время в педагогическом училище открываются группы воспитателей детских садов, преподаватели физвоспитания. В 1949г. Для групп физвоспитания пригласили Рожина С.С., Шумскую Л.Н., закончивших Ленинградскую высшую школу тренеров.
В 1966 году произошли коренные изменения в жизни училища. Его переводят в новое здание, расположенное в центральной части города. Теперь училище имело просторные аудитории, оборудование.
В этот период значительную роль в развитии училища сыграла директор Коваль Маргарита Анатольевна (1972г возглавляет учебную часть училища, с1982г. Директор).
Многие выпускники и преподаватели вспоминают добрым словом Маргариту Анатольевну. В педагогическом колледже учредили премию Коваль М.А. лучшим студентам по окончании обучения.
Миасский педагогический колледж продолжает традиции старейшего учебного заведения города.
Талипова Л.А., рук. музея «Педагогическое наследие».
Этим поделился Миасс | Фото из прошлого
https://vk.com/wall-97118488_777
При храме на Динамо в новом учебном году продолжает свою работу молодежный клуб. Запишитесь на бесплатные смски здесь: https://vk.cc/8r7y6s