Когда хобби — это и профессия

Александра Симонова я знаю давно. Он приходил много раз к нам в православный киноклуб в библиотеку, бывал и на евангельских чтениях в храме «Достойно есть». Помню, он пришел в «Либединку» с хорошим фотоаппаратом и попросил разрешения «пощелкать». Потом было очень приятно смотреть, как мне тогда показалось, профессиональные фото, сделанные на хорошую камеру. Позже я узнал, что это было только началом большого пути — пути к фотографии. Полтора года назад Саша пришел к нам на лекторий и рассказал про фото-бизнес. И это было интересно!

 — Как получилось, что ты стал фотографом?

— Мечтал с детства. Но когда ты маленький, то ограничен в ресурсах, знаниях, силе воле. Когда же вырастаем, то детские мечты забываются, и мы погружаемся в бытовую рутину. Просто захотелось исполнить мечту детства. Теперь и силы есть, и ресурсы, и сила воли.

 — Как отреагировали близкие на твое увлечение?

— Абсолютно все отрицательно. Мама, бабушка, брат, знакомые, – ни одного человека не было, кто бы поддержал. Все говорили: бросай всё, займись огородом, устройся на завод или освой серьезную профессию. Фотография – это хобби, не более.

— Каков он, этот путь от любителя к профи?

— Я не считаю себя профессионалом. Но путь очень тяжелый, по крайней мере, для меня. Со стороны это выглядит так: купил фотоаппарат, дал объявление в ВК, поставил цену в 3000 руб. и собираешь заказы. На самом деле всё в сотни раз сложнее. Чтобы купить фотоаппарат, нужно взять кредит, чтобы оплачивать кредит, нужно где-то параллельно работать. Чтобы дать объявление в ВК, нужно портфолио. Чтобы собрать портфолио, нужно много снимать бесплатно. Чтобы твоё портфолио сыграло как хорошая реклама, нужны качественные фото; чтобы получились качественные фото, нужно учиться и практиковаться не меньше года. Чтобы собрать заказы, нужно наработать клиентскую базу, создать грамотно построенный маркетинг. Чтобы поставить цену в 3000 рублей, клиенты должны видеть, что твои работы стоят 6000 рублей. А вы представляете, какой уровень должен быть у фотографий, чтобы семья со среднем доходом в 20 тыс. захотела заказать фотосессию за 6000 и получила за 3000? Этого добиться очень сложно. Поэтому, в основном, фотографы переключаются на клиентов с высоким доходом.

 — В детстве ты уже понимал, что значит фотография?

— Да. Фотографом я был с детского сада. Ходил с фотоаппаратом «Смена» и всех фоткал, затем дома рисовал портреты и раздавал детям и воспитателям. В школе у меня уже была первая японская «мыльница», я фотографировал одноклассников и раздавал им фотки (многие могут подтвердить), затем у меня появилась первая советская «зеркалка». Ну а потом, семья, дети, – было не до мечтаний.

— Сложно ли было учиться (переучиваться)?

— Учиться фотографии сложно. Сложность в том, что тут никак не обойтись без практики. Когда ты учишь правила композиции, тебе нужны модели. Ты их ставишь в разные позы и на них практикуешь эти правила. Когда ты учишь правила света, тебе нужны светильники и лица, выставлять свет нужно так, чтобы получался свет Рембранда, Да Винчи, «петля» и т.п. Когда ты учишь правила цвета, тебе нужны разные фоны и одежда разных цветов, чтобы понимать цветосочетания. Именно поэтому я обустроил себе фотомастерскую, чтобы плодотворно учиться и расти в профессионализме. Без своей мастерской ничего не выйдет.

 — Что для тебя значит фотография?

— Ну, это философский вопрос. У нас много фотографов с мировым именем, которые дали на него ответ. Я бы поставил вопрос по-другому: в чем ценность фотографии?

Мы иногда спорим с фотографами по этому поводу. Одни считают, что ценность фото определяется ценой. Они ценят свой труд, они ценят себя, своё время и потому ставят высокий ценник на свои работы. Я был всегда против этого, хотя этому учат в фото-бизнес школах. Для меня ценность фотографии определяется глубиной эмоций, которая она вызывает в зрителе. Если зритель смотрит на портрет, и он в нем вызывает интерес, радость, теплоту, восхищение и т.п. – это и есть ценность. И чем сложнее и глубже эмоция, тем ценнее фотография. Есть фотографы, которые опираются не на эмоции, а на разум. У них сложные фотографии. Ты смотришь на неё и пытаешься разгадать смысл, чему-то научиться… Она тоже затягивает и имеет ценность. Это уже профессионализм, и добиться подобного эффекта ой как не просто. Если же у тебя одинаково выбеленные лица на фоне одних и тех же декораций – это фото «под лубок», или ширпотреб. Такие фотографии интересны только самих хозяевам.

— Ты фотограф. Что значит быть фотографом?

— Это профессия. Творческая профессия. Но она может влиять на жизни людей, даже на их психическое состояние. Некоторые люди имеют комплексы по поводу внешности. Когда ты их фотографируешь, и они получаются красиво, то они начинают избавляться от подобных комплексов. Если же не красиво, то утверждаются в них еще больше. При семейных фотосессиях, если тебе удается заснять семейную теплоту в глазах пары, то это может послужить к укреплению брака. И во время ссор или конфликтов они могут взглянуть на подобный портрет, увидеть вновь эту теплоту в глазах, пережить этот момент и помириться. Не нужно недооценивать эмоциональный эффект от хорошей фотографии. Фотограф – серьезная профессия и нужная обществу.

 — А что значит быть моделью (объектом) съёмки?

— Прежде всего, это труд. Чтобы получился хороший портрет, нужно работать. Меня много критикуют коллеги-фотографы за то, что я фотографирую своих клиентов час, два, три и бывает даже четыре. Ну, во-первых, это связанно с тем, что я еще не суперпрофессионал, чтобы посадить клиента, один раз снять и – шедевр готов. 15 минут пофоткал и отдал 150 фотографий, пусть сам выбирает, что ему нравится. В клиенте нужно увидеть сильные и слабые стороны. Нужно увидеть, какой цвет клиенту подходит, а какой нет, с какого ракурса он выходит, какая одежда ему подходит, какой свет для него лучше. При этом первый час клиент обычно замкнут, мимика на его лице наигранная и пустая (видно, что позирует), расслабляться он начинает только на втором часе, и эмоции на лице получаются более глубокие. И хорошо, когда к тебе пришла молодая девушка с красивым лицом (её испортить тяжело), или дети, которые по природе очаровательны. А когда приходит женщина лет под 40, которой хочется выглядеть красиво, без морщин и т. п., когда мужчины с мясистым лицом, или полные люди, которые не хотят, чтобы видна была их полнота? Ведь они пришли за красивым портретом, а не за тем, как получаться. А это тяжело. Тут нужно работать и фотографу, и клиенту. Поэтому портфолио многих фотографов состоят из молодых и привлекательных особ. Они не заморачиваются такими вещами и ищут для себя уже готовые шедевры.

— Что значит хорошее фото и плохое фото?

— Это провокационный вопрос. Скажу только, что если вы зашли на страницу к фотографу, и вам захотелось пролистать его работы, если они вызвали в вас хоть какой-то интерес, то у фотографа что-то получается. Если же вам стало скучно, однобоко, неинтересно, значит фотограф не очень грамотный. Первое правило портфолио: работа должна «бить» по глазам и вызывать интерес у клиента.

 — Какого мнения ты о миасских фотомастерах?

— Фотографов в нашем городе больше 100. Это только те, чьи работы я лично смотрел и изучал. Многие работы ничем не отличаются от работ моих знакомых сантехников, которые снимают себя на телефон.

— Что для тебя значит быть мастером? Считаешь ли ты себя таковым?

— Я не мастер. И это не ложная скромность, а факт. Я назову себя мастером, когда мои портреты буду стоить 20 000 рублей, и от клиентов не будет отбоя. Это уровень мастера.

 — Расскажи о своей студии.

— Я бы не назвал её студией, я не делал студию. Студия только в проекте. Это фотомастерская, площадью в 45 м2, у меня в доме, оборудованная именно под портретную съемку. В ней я учусь, практикую, отрабатываю разные портреты, приемы света и композиций, в ней снимаю коммерчески.

 — Как можно к тебе записаться?

— Заходишь на страницу в ВК, смотришь работы. Если нравятся, то пишешь в «личку». Я присылаю свободные даты, даю советы по подготовке к съемке. Определяем удобное время. Всё. В назначенное время, клиент приезжает, и мы работаем столько, сколько нужно клиенту. Цены висят на странице. Также запись идет через сайт.

 — Расскажи о своих творческих планах: как ты будешь развиваться?

— Три года, буду снимать недорого, чтобы наработать клиентскую базу и высокий профессионализм. Через три года буду строить отдельную студию на своем участке и выходить уже на другой уровень заработка, качества фотографии и качества услуг.

 — Скажи, зачем фотографу интернет и соцсети?

— Для учебы. В интернете много полезной информации. Соцсети — для рекламы, для продвижения, полезного общения с коллегами.

 — По мировоззрению ты христианин. Может, ты все это делаешь по теории процветания?

— Да, я хоть и грешник, но считаю себя христианином. Извечный вопрос: кому служить – Богу или мамоне? Он актуален. Потому что поднятие бизнеса с нуля требует очень много сил и времени, и тут как бы не до Бога. Но, с другой стороны, работать все равно надо. Это и проклятие Адама за грех, это и повеление апостола Павла, что бы трудились, это и воля Божия, Бог лентяев не любит. Просто не нужно работу или бизнес возводить в ранг идола и смысла жизни. Если получилось всё – то слава Господу. Если не получилось, прогорел, надорвался – ну и Бог с ним.

 У фотографа-христианина есть свои тонкости в работе. Ты не можешь снимать в стиле ню, в нижнем белье, развратные позы и композиции. Не можешь снимать мистические, астральные и сатанинские фотосессии, не можешь снимать в стиле черного искусства, где работы ломают психику, подавляют, где кровь, насилие, злоба и т.д… Этим берут многие фотографы, играя на низменных инстинктах грешного человека, зачастую забивая свои страницы обнаженными и полуобнаженными девушками. Разумеется, сотни парней, кому понравилась не фотография, а части девушки, поставят «лайк». В арте много есть подобных «шедевров», где купаются в крови, с ножами, воронами, бесами, рогами и т.п. – это привлекает внимание, привлекает клиентов. Но христианин не должен во всем этом участвовать и приумножать это.

Беседовал Николай Карачев

 

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *